0
1
4
АвторСветланаВохринцева
ПРОЕКТ
П
Л
А
Н
Е
Т
А
З
Е
М
Л
Я
ВРЕМЕНА ГОДА
З
И
М
А
КНИГАВКАЖДЫЙДОМ
РОССИЯ
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙМАТЕРИАЛ№4
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
0
1
4
АвторСветланаВохринцева
ПРОЕКТ
П
Л
А
Н
Е
Т
А
З
Е
М
Л
Я
РАСКРАСКА
З
И
М
А
РОССИЯ
КНИГАВКАЖДЫЙДОМ
0
1
4
АвторСветланаВохринцева
ПРОЕКТ
П
Л
А
Н
Е
Т
А
З
Е
М
Л
Я
ВРЕМЕНА ГОДА
КНИГАВКАЖДЫЙДОМ
З
И
М
А
РОССИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
4
+
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
0
1
4
АвторСветланаВохринцева
ПРОЕКТ
П
Л
А
Н
Е
Т
А
З
Е
М
Л
Я
З
И
М
А
КНИГАВКАЖДЫЙДОМ
РОССИЯ
ВРЕМЕНА ГОДА
4
+
4
+
4
+
ПРОЕКТ «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
Издательством
«Страна
Фантазий»
разработано
3
комплекта
демонстрационного
материала
«Времена
года»
с
методическими
рекомендациями.
Демонстрационный
материал предназначен для познавательного, речевого, художественно-эстетического
и социально-коммуникативного развития детей
среднего,старшегодошкольногоимладшегошкольноговозраста.
Демонстрационныйматериалпредставленпо4временам годав3-хтемах:«Город»,«Деревня»,«Лес»:
1. «Город»:
«Временагода.Зимнийгород»,«Временагода.Весеннийгород»,«Временагода.Летнийгород»,«Временагода.Осеннийгород»;
2. «Деревня»:
«Временагода.Зимавдеревне»,«Временагода.Веснавдеревне»,«Временагода.Летовдеревне»,«Временагода.Осеньвдеревне»;
3. «Лес»:
«Временагода.Зимнийлес»,«Временагода.Весеннийлес»,«Временагода.Летнийлес»,«Временагода.Осеннийлес».
Каждоеизкомплектовсодержит2листаформатаА1,накоторыхрасположены:
1)
иллюстративнаякартинапотемекомплекта;
2)
основныеидополнительныедетали (фигурки)длявырезания (см.внутреннийлисткомплектасосновнымиидополнительнымидеталями).
Примечание: этидеталиможноиспользоватьдля организации
настольных,дидактическихигрииндивидуальнойработы сдетьми.
Игрымогут быть
речевые
(перечис-
лите,чтоизображенонакартине;назовитевремя года),
логические
(расскажите,вочто одетыдетиичем они занимаются),
математические
(скольконакартинелюдей,
животных,птицит.п.).
Отличительная особенность данного демонстрационногоматериала состоит втом, что онмногофункционален иможет применяться в работе с
детьмивтечениевсегокалендарногогода.
Занятияиигры,посвященные знакомству с временами годаиколлективной аппликацией,рекомендуетсяпроводить вразныепериоды (весна,лето, осень,
зима)сучетомвозрастныхииндивидуальныхособенностейдетейвследующейпоследовательности:
1.
Рассмотрите
иллюстрацию
и
проведите тематическую
беседу с
детьми. (Какое
время года
изображено
на
картине?
По
каким
признакам это
можно
определить?
Чтоможнорассказатьопогоде,растениях,животныхнакартине.Чтоделаютлюди,изображенныенакартине?).
2.
Рассмотритеосновныеидополнительныедеталидляаппликациииклассифицируйтеихповидам:люди (детиивзрослые),растения,животные,птицы,предметыбытаидр.
3.
Вместе сдетьми вырежьте основныеидополнительныедетали (фигурки)для аппликации.На этом этапе следует вспомнитьнавыкиработы сножницами:покажите,какпра-
вильнодержатьножницы,разрезатьбумагупоконтуру,вырезатьпредметыразнойформы.
4.
Организуйте
настольныеигры
свырезаннымифигурками,например,игра«Путаница» (см.ниже).
5.
Наосновномизображении (форматаА1)припомощивырезанныхфигуроквместесдетьмисоздайтесюжетнуюкомпозицию.
Закрепитьфигуркинафоневысможетеспомощью
специальныхязычков,которыелегковставляютсявпрорези
(ихможно сделать там, гденеобходимо).Дляфиксациидеталейможноиспользовать такжелипучки,пластилин
ит.д. Послетого,какработазавершена,попроситедетейсоставитьрассказпокартине.
6.
Занятияпо созданиюразнообразныхкомпозиций следуетпроводитьрегулярно споследующимусложнением.Напервых занятияхвоспользуйтесьнебольшимколичествомфигурок,
напоследующих–постепенновводитеновыедеталииусложняйтезадания (чембольшеэлементоввыбудетеприменятьприсозданиикомпозиции,темсложнееполучитсярассказ).
7.
Обязательнообратитевниманиедетейнато,чтокрасиваяаппликацияиинтересныйрассказкнейполучилисьблагодарятому,чтовсюработудетиделалисообща.
8.
Втечениеучебногогода (помереготовности)проводитесравнительныйанализаппликаций,например:лесзимойилесвесной,деревнялетомигородлетомит.п.Всегодолжно
получиться12работ:«Лес»,«Город»,«Деревня» (зимой,весной,летомиосенью).Длябольшейнаглядностиготовыеаппликацииможноразмещатьнавыставочномстенде.
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИПООРГАНИЗАЦИИБЕСЕД,ИГРИКОЛЛЕКТИВНОЙАППЛИКАЦИИ
СДЕТЬМИСРЕДНЕГО,СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГОИМЛАДШЕГОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
БЕСЕДА
–
этопрекрасныйметодобучения,способобщениясдетьмиипередачиимнравственных,моральныхидуховныхосноввосприятиямира.
Основные задачи бесед с детьми по теме
«Город»
(«Времена года. Зимний город», «Времена года.
Весенний город», «Времена года.
Летний город»,
«Времена года.Осенний город»):
–
расширять и систематизировать
представления детей о городе
как
населенном
пункте (расположение улиц, домов,
музеев,
кинотеатров,
театров, цирка и
т.д.;
назначение светофоров, пешеходных переходов; видытранспорта и их назначение; основные правила дорожного движения, правила поведения в общественныхместах и в
транспорте,правилабезопасностив городе);
– изучатьианализироватьосновныеприметыиизменениявживойинеживойприроде городаповременам года;
– развиватьдиалоговуюречь,пополнятьиактивизироватьсловарныйзапасдетей,совершенствоватьнавыкисоставлениярассказапокартинкам;
– развиватьсенсорныеспособностидетей:зрительноевосприятиеявленийприроды,определениеформы,величиныицветаисследуемыхобъектов(домов,дорог,видовтранспор-
та,деревьев,кустарников,цветовидр.);
–
формироватьумениесоздаватькомпозиции:правильнорасполагатьпредметыналистебумаги,сохранятьпропорциимеждудеталямииосновнымизображением;
– развиватьнавыкипознавательно-исследовательскойдеятельностиприпомощиметодовнаблюдения,сравнения,обобщения,систематизацииианализапроисходящихизме-
ненийвживойинеживойприроде городавразныевремена года;
–
формироватьумениеслушатьвзрослого,отвечатьнапоставленныеимвопросы,действоватьвсоответствиисегоуказаниями;
– учитьдетейсравнивать,рассуждать,делатьлогическиевыводы;
– воспитыватьинтерескособенностяминфраструктуры города,ккультурной,научнойитворческойжизнилюдей,атакжекихпрофессиональнойдеятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИПООРГАНИЗАЦИИБЕСЕД
Для проведения занятий следует подобрать освещенное и удобное место.Иллюстрации необходимо разместить на стене или на доске на уровне глаз детей. Если такой воз-
можности нет, можно разместить их на детском столике или на коврике.
Перед началом беседы нужно дать детям время (1-2 минуты) для рассматривания иллюстрации.
Вначале следует определить тему (город, деревня, лес), затем – время года (зима, весна, лето, осень), потом найти главных персонажей, указатькрупные (основные) предметы,
послечегообсудитьсюжетиллюстрацииипридуматьейназвание.Вовремябеседыследуетчеткоформулироватьвопросыидаватьдетямвремянаобдумываниеответов.
Всреднемдошкольномвозрастевопросыследуетзадаватьтакимобразом,чтобыответынаних(илиописанияпредметовиявленийприроды)былипростыми.Например:
1.
Чтоизображенонакартине? (Городилидеревня.)Перечислите,чтонарисованонакартиневгороде.
2.
Какоевремягодаизображенонакартине?Почемувысчитаете,чтоэтозима (весна,лето,осень)?
3.
Вкакоевремягоданаулицахгородапоявляетсязелёнаятраваицветы?
Встаршемдошкольномвозрастеследуетзадаватьвопросыпоисковогоипроблемногохарактера.Например:
1.
Какиеизмененияпроисходятвгородесосменойвременгода?
2.
Чемможнозаниматьсявгородевразныевременагода?
3.
Почемувгородемноготранспорта?
4.
Чемотличаетсяжизньлюдейвдеревнеотжизнилюдейвгороде?
5.
Откудапривозятвмагазинымолоко (сметануимасло,картошку,морковку,яблокиигруши)?
6.
Какможноотдыхатьвгородезимой (весной,летом,осенью)?
Во время беседы от детей среднего дошкольного возраста следует требовать простых ответов и повторов предложений за взрослым; от детей старшего дошкольного возраста
–полныхответовилогическихвыводов.Втечениевсейбеседывзрослыйдолженподдерживатьиактивизироватьдетей, создаватьинтересныеигровые ситуации,новтожевремя
неперегружатьихвнимание.Необходимоучитыватьвремяпроведениябеседвсоответствиисвозрастомииндивидуальнымиособенностямидетей:сдетьми4-5лет–20-25минут,
сдетьми6-7лет–30-35минут.
АППЛИКАЦИЯ
– это одиниз самых доступныхи увлекательных видов детской деятельности, основанныйна вырезанииразличныхформи закрепленииихна определенном
материале (бумаге,картоне, ткани).Аппликация бываетиндивидуальная, групповаяиколлективная.
Впроцессеколлективнойаппликации
уребенкапоявляется возможностьне
толькоразвитьизобразительныенавыки,ноивыслушатьмнениетоварищей,отразитьвхудожественныхобразахсвоивпечатленияобокружающеммире,выразитьсвоеотношениек
нему.Всеэтоспособствуетразвитиюкоммуникативныхнавыков,творческогопотенциаларебенкаисоздаетунегоположительныйэмоциональныйнастрой.
Основные задачи коллективной аппликации по теме
«Город»
(«Времена года. Зимний город», «Времена года. Весенний город», «Времена года.
Летний
город»,«Времена года.Осенний город»):
–
формироватьисистематизироватьнавыкиколлективнойдеятельностидетей(умениевыполнятьсовместныедействия,помогать,приниматьпомощьтоварища);
– развиватьизобразительныенавыки,осваиватьизакреплятьприемыработысножницами,кисточкой,клеемисалфеткой;
– воспитыватьсенсорныеспособностидетей(чувствоматериала,цвета,формы,величины);
– закреплятьнавыкисозданиякомпозиции–правильнорасполагатьпредметыналистебумаги,сохраняяпропорциимеждудеталямииосновнымизображением;
–
формироватьумениеподбиратьнужныедеталипейзажадляобозначенияконкретноговремени года;
– развиватьвоображение,образноемышление,память,зрительно-моторнуюкоординацию;
– совершенствоватьспособностьсосредотачиватьсянаколлективномзаданиииумениедоводитьработудоконца;
– развиватьивоспитыватьтрудовыенавыкииличностныекачества(самостоятельность,настойчивость,аккуратность);
– развиватьудетей эстетическийвкуси эмоциональнуюотзывчивость(умение замечатькрасотуокружающейприроды,любоваться еюииспытыватьположительные эмо-
циивпроцессеобщениясприродой).
Р
Последовательностьпроведениязаняти
•
Передзанятиемпоколлективнойаппликаци
•
Подготовитьсякзанятию (разложитьнеобхо
•
Удобноразместитьдетейдляпроведениязан
•
Рассмотретьиллюстрацию.
•
Провестибеседунатемуиллюстрации.
•
Определитьпоследовательностьдействийпо
1.
Вырезатьдетали.
2. Создатькомпозицию.
3.
Аккуратноприклеитьдеталикосновн
4. Составитьрассказ.
•
Организоватьдеятельностьдетейвзаданной
•
Провестианализколлективнойработыдетей
*Передпроведениембеседизанятийпо
на года.Летний город»,«Времена года.Ос
– экскурсиипо городувразныевремена года;
– рассматриваниеиллюстраций,слайдов,реп
–
моделированиеиконструирование(изготов
– чтениехудожественнойлитературы,разуч
– составлениерассказово городскихпейзажах
– беседысдетьмиобособенностях городскойж
– беседысдетьмиопрофессияхлюдей,
живущи
– беседысдетьмиоправилахповеденияибезо
– организациядидактических,настольно-печ
– рисованиенатемы:«Мойлюбимый городзим
Дидактические задания для проведени
город»,«Времена года.Летний город»,«В
1.
Назовитеотличия (сходства)городаотдерев
2.
Перечислитеосновныеприметызимы (весны
3.
Внеситеизменениявгородскойпейзажнаос
4.
Выберитепонравившийсяварианткомпозиц
5.
Втечениегоданаосновелучшихкомпозиций
6.
Организуйтедидактическуюигру«Путаниц
Демонстрационныйматериаладресован
Данныйтекстможноотсканировать,чтобы
Дляудобствавприменениииллюстративн
Задачи:
систематизироватьи
закреплятьпредс
способностидетей (умениесоотноситьразличные
Видыдетскойдеятельности:
игровая,познават
Оборудование:
минимум2иллюстрации (напри
детали (фигурки)ближнегоидальнегоплановид
Даннаяиграможетрассматриватьсякакминим
Вариант1.Тема:«Зимний город»и«Летний го
Основныеидополнительныедетали (фигурки)
дитбеседу:
–
Ребята,на2-хкартинахизображён город.
П
витеигры,вкоторыедетииграютзимой(летом
Затемдетизакрываютглаза,авоспитательмен
фигурокдетейвлетнейодежде (инаоборот).
Детирассматриваютизменениянакартинахи
–
Чтоизменилосьнакартинах?
–
Чтонанихперепутано?Какиефигуркинуж
Детиотвечаютпоочереди,объясняяприэтом,
возрастажелательнозадаватьвопросытакимобра
–
Почемуназимнейкартиненеможетнаход
Вариант2.Тема:«Зимний город»и«Летний го
Данный вариантнемногоусложнён.Также,ка
третьизображения,затемпроводитбеседу.Послеэт
деталей (фигурок)
.Например,назимнийпейзажо
Детирассматриваютизменениянакартинахи
–
Чтоперепутанонакартинах?Почемунал
ственновремени года.
Вариант3.Тема:«Зимний город»и«Летний го
Этоболеесложныйвариант.Воспитательпредл
Детирассматриваютизображенияиотвечаютн
–
Чтоперепутанонаэтихкартинах?Воспит
–
Почемуназимнемпейзаженеможетрастик
–
Накакойкартинеи гдеможетнаходиться
Уважаемыепедагогииродители!
З
И
М
Н
И
Й
Г
О
Р
О
Д
4
+
РОССИЯ
КНИГАВКАЖДЫЙДОМ
ВРЕМЕНА
ГОДА
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
КОЛЛЕКТИВНАЯ
АППЛИКАЦИЯ
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО, СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЕРИЯ
«
АППЛИКАЦИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
»
•РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН
•ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
•ПРОВЕДЕНИЕ БЕСЕД С ДЕТЬМИ
•СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ
•СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ
•ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ПУТАНИЦА»
•КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ
0
1
4
АвторСветланаВохринцева
ПРОЕКТ
П
Л
А
Н
Е
Т
А
З
Е
М
Л
Я
АТА1)
питателям,
хязыков.
Издательством
«Страна
Фантазий»
разработано
3
комплекта
демонстрационного
материала
«Времена
года»
с
методическими
рекомендациями.
Демонстрационный
материал предназначен для познавательного, речевого, художественно-эстетического
и социально-коммуникативного развития детей
среднего,старшегодошкольногоимладшегошкольноговозраста.
Демонстрационныйматериалпредставленпо4временам годав3-хтемах:«Город»,«Деревня»,«Лес»:
1. «Город»:
«Временагода.Зимнийгород»,«Временагода.Весеннийгород»,«Временагода.Летнийгород»,«Временагода.Осеннийгород»;
2. «Деревня»:
«Временагода.Зимавдеревне»,«Временагода.Веснавдеревне»,«Временагода.Летовдеревне»,«Временагода.Осеньвдеревне»;
3. «Лес»:
«Временагода.Зимнийлес»,«Временагода.Весеннийлес»,«Временагода.Летнийлес»,«Временагода.Осеннийлес».
Каждоеизкомплектовсодержит2листаформатаА1,накоторыхрасположены:
1)
иллюстративнаякартинапотемекомплекта;
2)
основныеидополнительныедетали (фигурки)длявырезания (см.внутреннийлисткомплектасосновнымиидополнительнымидеталями).
Примечание: этидеталиможноиспользоватьдля организации
настольных,дидактическихигрииндивидуальнойработы сдетьми.
Игрымогут быть
речевые
(перечис-
лите,чтоизображенонакартине;назовитевремя года),
логические
(расскажите,вочто одетыдетиичем они занимаются),
математические
(скольконакартинелюдей,
животных,птицит.п.).
Отличительная особенность данного демонстрационногоматериала состоит втом, что онмногофункционален иможет применяться в работе с
детьмивтечениевсегокалендарногогода.
Занятияиигры,посвященные знакомству с временами годаиколлективной аппликацией,рекомендуетсяпроводить вразныепериоды (весна,лето, осень,
зима)сучетомвозрастныхииндивидуальныхособенностейдетейвследующейпоследовательности:
1.
Рассмотрите
иллюстрацию
и
проведите тематическую
беседу с
детьми. (Какое
время года
изображено
на
картине?
По
каким
признакам это
можно
определить?
Чтоможнорассказатьопогоде,растениях,животныхнакартине.Чтоделаютлюди,изображенныенакартине?).
2.
Рассмотритеосновныеидополнительныедеталидляаппликациииклассифицируйтеихповидам:люди (детиивзрослые),растения,животные,птицы,предметыбытаидр.
3.
Вместе сдетьми вырежьте основныеидополнительныедетали (фигурки)для аппликации.На этом этапе следует вспомнитьнавыкиработы сножницами:покажите,какпра-
вильнодержатьножницы,разрезатьбумагупоконтуру,вырезатьпредметыразнойформы.
4.
Организуйте
настольныеигры
свырезаннымифигурками,например,игра«Путаница» (см.ниже).
5.
Наосновномизображении (форматаА1)припомощивырезанныхфигуроквместесдетьмисоздайтесюжетнуюкомпозицию.
Закрепитьфигуркинафоневысможетеспомощью
специальныхязычков,которыелегковставляютсявпрорези
(ихможно сделать там, гденеобходимо).Дляфиксациидеталейможноиспользовать такжелипучки,пластилин
ит.д. Послетого,какработазавершена,попроситедетейсоставитьрассказпокартине.
6.
Занятияпо созданиюразнообразныхкомпозиций следуетпроводитьрегулярно споследующимусложнением.Напервых занятияхвоспользуйтесьнебольшимколичествомфигурок,
напоследующих–постепенновводитеновыедеталииусложняйтезадания (чембольшеэлементоввыбудетеприменятьприсозданиикомпозиции,темсложнееполучитсярассказ).
7.
Обязательнообратитевниманиедетейнато,чтокрасиваяаппликацияиинтересныйрассказкнейполучилисьблагодарятому,чтовсюработудетиделалисообща.
8.
Втечениеучебногогода (помереготовности)проводитесравнительныйанализаппликаций,например:лесзимойилесвесной,деревнялетомигородлетомит.п.Всегодолжно
получиться12работ:«Лес»,«Город»,«Деревня» (зимой,весной,летомиосенью).Длябольшейнаглядностиготовыеаппликацииможноразмещатьнавыставочномстенде.
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИПООРГАНИЗАЦИИБЕСЕД,ИГРИКОЛЛЕКТИВНОЙАППЛИКАЦИИ
СДЕТЬМИСРЕДНЕГО,СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГОИМЛАДШЕГОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
БЕСЕДА
–
этопрекрасныйметодобучения,способобщениясдетьмиипередачиимнравственных,моральныхидуховныхосноввосприятиямира.
Основные задачи бесед с детьми по теме
«Лес»
(«Времена года. Зимний лес», «Времена года.Весенний лес», «Времена года.
Летний лес», «Времена года.
Осеннийлес»):
–
расширятьи систематизироватьпредставлениядетей олесеи его особенностях(видыдеревьев,кустарников;видылесныхптиц,
животных), о значениилесавжизнижи-
вотныхичеловека;
– изучатьианализировать,какиеизмененияпроисходятвлесувразныевременагода(вживойинеживойприроде);
– развиватьдиалоговуюречь,пополнятьиактивизироватьсловарныйзапасдетей,совершенствоватьнавыкисоставлениярассказапокартинкам;
– развивать сенсорные способности детей: зрительное восприятие явленийприроды, определениеформы, величиныицветаисследуемых объектов (лесных дорогитропинок,
деревьев,кустарников,цветовидр.);
–
формироватьумениесоздаватькомпозиции:правильнорасполагатьпредметыналистебумаги,сохранятьпропорциимеждудеталямииосновнымизображением;
– развиватьнавыкипознавательно-исследовательскойдеятельностиприпомощиметодовнаблюдения,сравнения,обобщения,систематизацииианализапроисходящихизме-
ненийвживойинеживойприродевлесувразныевремена года;
–
формироватьумениеслушатьвзрослого,отвечатьнапоставленныеимвопросы,действоватьвсоответствиисегоуказаниями;
– учитьдетейсравнивать,рассуждать,делатьлогическиевыводы;
– воспитыватьинтерескжизниобитателейлеса,любовькприродевлюбоевремя года.
РЕКОМЕНДАЦИИПООРГАНИЗАЦИИБЕСЕД
Для проведения занятий следует подобрать освещенное и удобное место.Иллюстрации необходимо разместить на стене или на доске на уровне глаз детей. Если такой воз-
можности нет,
можно разместить ее на детском столике или на коврике.
Перед началом беседы нужно дать детям время (1-2
минуты) для рассматривания иллюстрации.
Вначале следует определить тему (город, деревня, лес), затем – время года (зима, весна, лето, осень), потом найти главных персонажей, указатькрупные (основные) предметы,
послечегообсудитьсюжетиллюстрацииипридуматьейназвание.Вовремябеседыследуетчеткоформулироватьвопросыидаватьдетямвремянаобдумываниеответов.
Всреднемдошкольномвозрастевопросыследуетзадаватьтакимобразом,чтобыответынаних(илиописанияпредметовиявленийприроды)былипростыми.Например:
1.
Чтоизображенонакартине? (Лесилидеревня.)Перечислите,чтонарисованонакартиневлесу?
2.
Какоевремягодаизображенонакартине?Почемувысчитаете,чтоэтозима (весна,лето,осень)?
3.
Вкакоевремягодавлесуоблетаютсдеревьевлистья,жухнеттрава?
Встаршемдошкольномвозрастеследуетзадаватьвопросыпоисковогоипроблемногохарактера.Например:
1.
Какиеизмененияпроисходятвлесусосменойвременгода?
2.
Чемможнозаниматьсявлесувразныевременагода?
3.
Чтоможнособиратьвлесулетом (весной,зимой,осенью)?
4.
Почемулесунужнымуравьи (птицы,волки)?
5.
Чемотличаетсяжизньживотныхзимой (летом)?Ит.п.
Во время беседы от детей среднего дошкольного возраста следует требовать простых ответов и повторов предложений за взрослым; от детей старшего дошкольного возраста
–полныхответовилогическихвыводов.Втечениевсейбеседывзрослыйдолженподдерживатьиактивизироватьдетей, создаватьинтересныеигровые ситуации,новтожевремя
неперегружатьихвнимание.Необходимоучитыватьвремяпроведениябеседвсоответствиисвозрастомииндивидуальнымиособенностямидетей:сдетьми4-5лет–20-25минут,
сдетьми6-7лет–30-35минут.
АППЛИКАЦИЯ
– это одиниз самых доступныхи увлекательных видов детской деятельности, основанныйна вырезанииразличныхформи закрепленииихна определенном
материале (бумаге,картоне, ткани).Аппликация бываетиндивидуальная, групповаяиколлективная.
Впроцессеколлективнойаппликации
уребенкапоявляется возможностьне
толькоразвитьизобразительныенавыки,ноивыслушатьмнениетоварищей,отразитьвхудожественныхобразахсвоивпечатленияобокружающеммире,выразитьсвоеотношениек
нему.Всеэтоспособствуетразвитиюкоммуникативныхнавыков,творческогопотенциаларебенкаисоздаетунегоположительныйэмоциональныйнастрой.
Основные задачиколлективнойаппликациипо теме
«Лес»
(«Времена года.Зимнийлес»,«Времена года.Весеннийлес»,«Времена года.Летнийлес»,«Вре-
мена года.Осеннийлес»):
–
формироватьисистематизироватьнавыкиколлективнойдеятельностидетей(умениевыполнятьсовместныедействия,помогать,приниматьпомощьтоварища);
– развиватьизобразительныенавыки,осваиватьизакреплятьприемыработысножницами,кисточкой,клеемисалфеткой;
– воспитыватьсенсорныеспособностидетей(чувствоматериала,цвета,формы,величины);
– закреплятьнавыкисозданиякомпозиции–правильнорасполагатьпредметыналистебумаги,сохраняяпропорциимеждудеталямииосновнымизображением;
–
формироватьумениеподбиратьнужныедеталипейзажадляобозначенияконкретноговремени года;
– развиватьвоображение,образноемышление,память,зрительно-моторнуюкоординацию;
– совершенствоватьспособностьсосредотачиватьсянаколлективномзаданиииумениедоводитьработудоконца;
– развиватьивоспитыватьтрудовыенавыкииличностныекачества(самостоятельность,настойчивость,аккуратность);
– развиватьудетей эстетическийвкуси эмоциональнуюотзывчивость(умение замечатькрасотуокружающейприроды,любоваться еюииспытыватьположительные эмо-
циивпроцессеобщениясприродой).
РЕ
Последовательностьпроведениязанятия
•
Передзанятиемпоколлективнойаппликации
•
Подготовитьсякзанятию (разложитьнеобход
•
Удобноразместитьдетейдляпроведениязаняти
•
Рассмотретьиллюстрацию.
•
Провестибеседунатемуиллюстрации.
•
Определитьпоследовательностьдействийпос
1.
Вырезатьдетали.
2. Создатькомпозицию.
3.
Аккуратноприклеитьдеталикосновном
4. Составитьрассказ.
•
Организоватьдеятельностьдетейвзаданнойп
•
Провестианализколлективнойработыдетей.
*Передпроведениембеседизанятийпок
Летнийлес»,«Времена года.Осеннийлес»)
– экскурсииполесувразныевремена года;
– рассматриваниеиллюстраций,слайдов,репро
–
моделированиеиконструирование(изготовл
– чтениехудожественнойлитературы,разучи
– составлениерассказоволесныхпейзажахвр
– беседысдетьмиотом,чемможнозаниматьс
– беседысдетьмиотом,ктозанимаетсяохран
– беседысдетьмиоправилахповеденияибезоп
– организациядидактических,настольно-печат
– рисованиенатемы:«Лесзимой»(весной,лет
Дидактическиезаданиядляпроведенияб
мена года.Летнийлес»,«Времена года.Осе
1.
Назовитеотличия (сходства)лесаотдеревни.
2.
Перечислитеосновныеприметызимы (весны,
3.
Внеситеизменениявлеснойпейзажнаосновно
4.
Выберитепонравившийсяварианткомпозици
5.
Втечениегоданаосновелучшихкомпозицийс
6.
Организуйтедидактическуюигру«Путаница
Демонстрационныйматериаладресованп
Данныйтекстможноотсканировать,чтобыв
Дляудобствавприменениииллюстративную
Задачи:
систематизироватьи
закреплятьпредст
способностидетей (умениесоотноситьразличныепр
Видыдетскойдеятельности:
игровая,познавател
Оборудование:
минимум2иллюстрации (наприм
(фигурки)ближнегоидальнегоплановидополните
Даннаяиграможетрассматриватьсякакминиму
Вариант1.Тема:«Зимнийлес»и«Летнийлес».
Основныеидополнительныедетали (фигурки)ра
дитбеседу:
–
Ребята,на2-хкартинахизображёнлес.
Переч
теигры,вкоторыедетииграютзимой(летом).
Затемдетизакрываютглаза,авоспитательменя
фигурокдетей,гуляющихвлесу,одетыхвлетнюю
Детирассматриваютизменениянакартинахиот
–
Чтоизменилосьнакартинах?
–
Чтонанихперепутано?Какиефигуркинужн
Детиотвечаютпоочереди,объясняяприэтом,по
возрастажелательнозадаватьвопросытакимобраз
–
Почемувлетнемлесунеможетбытьтаких
Вариант2.Тема:«Зимнийлес»и«Летнийлес».
Данный вариантнемногоусложнён.Также,как
третьизображения,затемпроводитбеседу.Послеэто
деталей (фигурок).
Например,назимнийпейзажон
Детирассматриваютизменениянакартинахиот
–
Чтоперепутанонакартинах?Почемунале
березкисзеленымилисточкамиицветущиерасте
Вариант3.Тема:«Зимнийлес»и«Летнийлес».
Этоболеесложныйвариант.Воспитательпредла
Детирассматриваютизображенияиотвечаютна
–
Чтоперепутанонаэтихкартинах?Воспита
–
Почемуна зимнемпейзажелесанеможетна
лесулетом?Ит.п.
–
Накакойкартинеи гдеможет находиться м
Уважаемыепедагогииродители!
З
И
М
Н
И
Й
Л
Е
С
4
+
ВРЕМЕНА
ГОДА
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
КОЛЛЕКТИВНАЯ
АППЛИКАЦИЯ
0
1
4
АвторСветланаВохринцева
ПРОЕКТ
П
Л
А
Н
Е
Т
А
З
Е
М
Л
Я
1
РОССИЯ
КНИГАВКАЖДЫЙДОМ
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО, СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЕРИЯ
«
АППЛИКАЦИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
»
•РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН
•ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
•ПРОВЕДЕНИЕ БЕСЕД С ДЕТЬМИ
•СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ
•СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ
•ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ПУТАНИЦА»
•КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ
питателям,
хязыков.
АТА1)
Издательством
«Страна
Фантазий»
разработано
3
комплекта
демонстрационного
материала
«Времена
года»
с
методическими
рекомендациями.
Демонстрационный
материал предназначен для познавательного, речевого, художественно-эстетического
и социально-коммуникативного развития детей
среднего,старшегодошкольногоимладшегошкольноговозраста.
Демонстрационныйматериалпредставленпо4временам годав3-хтемах:«Город»,«Деревня»,«Лес»:
1. «Город»:
«Временагода.Зимнийгород»,«Временагода.Весеннийгород»,«Временагода.Летнийгород»,«Временагода.Осеннийгород»;
2. «Деревня»:
«Временагода.Зимавдеревне»,«Временагода.Веснавдеревне»,«Временагода.Летовдеревне»,«Временагода.Осеньвдеревне»;
3. «Лес»:
«Временагода.Зимнийлес»,«Временагода.Весеннийлес»,«Временагода.Летнийлес»,«Временагода.Осеннийлес».
Каждоеизкомплектовсодержит2листаформатаА1,накоторыхрасположены:
1)
иллюстративнаякартинапотемекомплекта;
2)
основныеидополнительныедетали (фигурки)длявырезания (см.внутреннийлисткомплектасосновнымиидополнительнымидеталями).
Примечание: этидеталиможноиспользоватьдля организации
настольных,дидактическихигрииндивидуальнойработы сдетьми.
Игрымогут быть
речевые
(перечис-
лите,чтоизображенонакартине;назовитевремя года),
логические
(расскажите,вочто одетыдетиичем они занимаются),
математические
(скольконакартинелюдей,
животных,птицит.п.).
Отличительная особенность данного демонстрационногоматериала состоит втом, что онмногофункционален иможет применяться в работе с
детьмивтечениевсегокалендарногогода
.
Занятияиигры,посвященные знакомству с временами годаиколлективной аппликацией,рекомендуетсяпроводить вразныепериоды (весна,лето, осень,
зима)сучетомвозрастныхииндивидуальныхособенностейдетейвследующейпоследовательности:
1.
Рассмотрите
иллюстрацию
и
проведите тематическую
беседу с
детьми. (Какое
время года
изображено
на
картине?
По
каким
признакам это
можно
определить?
Чтоможнорассказатьопогоде,растениях,животныхнакартине.Чтоделаютлюди,изображенныенакартине?).
2.
Рассмотритеосновныеидополнительныедеталидляаппликациииклассифицируйтеихповидам:люди (детиивзрослые),растения,животные,птицы,предметыбытаидр.
3.
Вместе сдетьми вырежьте основныеидополнительныедетали (фигурки)для аппликации.На этом этапе следует вспомнитьнавыкиработы сножницами:покажите,какпра-
вильнодержатьножницы,разрезатьбумагупоконтуру,вырезатьпредметыразнойформы.
4.
Организуйте
настольныеигры
свырезаннымифигурками,например,игра«Путаница» (см.ниже).
5.
Наосновномизображении (форматаА1)припомощивырезанныхфигуроквместесдетьмисоздайтесюжетнуюкомпозицию.
Закрепитьфигуркинафоневысможетеспомощью
специальныхязычков,которыелегковставляютсявпрорези
(ихможно сделать там, гденеобходимо).Дляфиксациидеталейможноиспользовать такжелипучки,пластилин
ит.д. Послетого,какработазавершена,попроситедетейсоставитьрассказпокартине.
6.
Занятияпо созданиюразнообразныхкомпозиций следуетпроводитьрегулярно споследующимусложнением.Напервых занятияхвоспользуйтесьнебольшимколичествомфигурок,
напоследующих–постепенновводитеновыедеталииусложняйтезадания (чембольшеэлементоввыбудетеприменятьприсозданиикомпозиции,темсложнееполучитсярассказ).
7.
Обязательнообратитевниманиедетейнато,чтокрасиваяаппликацияиинтересныйрассказкнейполучилисьблагодарятому,чтовсюработудетиделалисообща.
8.
Втечениеучебногогода (помереготовности)проводитесравнительныйанализаппликаций,например:лесзимойилесвесной,деревнялетомигородлетомит.п.Всегодолжно
получиться12работ:«Лес»,«Город»,«Деревня» (зимой,весной,летомиосенью).Длябольшейнаглядностиготовыеаппликацииможноразмещатьнавыставочномстенде.
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИПООРГАНИЗАЦИИБЕСЕД,ИГРИКОЛЛЕКТИВНОЙАППЛИКАЦИИ
СДЕТЬМИСРЕДНЕГО,СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГОИМЛАДШЕГОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
БЕСЕДА
–
этопрекрасныйметодобучения,способобщениясдетьмиипередачиимнравственных,моральныхидуховныхосноввосприятиямира.
Основные задачи бесед с детьми по теме
«Деревня»
(«Времена года. Зима в деревне», «Времена года. Весна в деревне», «Времена года.
Лето в деревне»,
«Времена года.Осеньвдеревне»):
–
расширятьи систематизироватьпредставлениядетей одеревне:чтотакоедеревенскаяулица,дом,двор (коровник, свинарник,птичник,конюшня),лугиполе, огороди
сад;чемзанимаютсядеревенскиежителивразныевремена года;вчемзаключаются главныеотличия(сходства)деревниот города;
– изучатьианализировать,какиеизмененияпроисходятвдеревневразныевременагода(вживойинеживойприроде,водеждеидеятельностилюдейит.д.);
– развиватьдиалоговуюречь,пополнятьиактивизироватьсловарныйзапасдетей,совершенствоватьнавыкисоставлениярассказапокартинкам;
– развиватьсенсорныеспособностидетей:зрительноевосприятиеявленийприроды,определениеформы,величиныицветаисследуемыхобъектов(деревенскихдомов,дорог,
тропинок,садов,огородов,деревьев,цветовидр.);
–
формироватьумениесоздаватькомпозиции:правильнорасполагатьпредметыналистебумаги,сохранятьпропорциимеждудеталямииосновнымизображением;
– развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при помощиметодов наблюдения, сравнения, обобщения, систематизации и анализа происходящих
измененийвживойинеживойприродедеревнивразноевремя года;
–
формироватьумениеслушатьвзрослого,отвечатьнапоставленныеимвопросы,действоватьвсоответствиис егоуказаниями;
– учитьдетейсравнивать,рассуждать,делатьлогическиевыводы;
– воспитыватьинтерескжизнивдеревнеипрофессиональнойдеятельностиеежителей,любовькдеревенскойприродевразныевремена года.
РЕКОМЕНДАЦИИПООРГАНИЗАЦИИБЕСЕД
Для проведения занятий следует подобрать освещенное и удобное место.Иллюстрации необходимо разместить на стене или на доске на уровне глаз детей. Если такой воз-
можности нет,
можно разместить ее на детском столике или на коврике.
Перед началом беседы нужно дать детям время (1-2
минуты) для рассматривания иллюстрации.
Вначале следует определить тему (город, деревня, лес), затем – время года (зима, весна, лето, осень), потом найти главных персонажей, указатькрупные (основные) предметы,
послечегообсудитьсюжетиллюстрацииипридуматьейназвание.Вовремябеседыследуетчеткоформулироватьвопросыидаватьдетямвремянаобдумываниеответов.
Всреднемдошкольномвозрастевопросыследуетзадаватьтакимобразом,чтобыответынаних(илиописанияпредметовиявленийприроды)былипростыми.Например:
1.
Чтоизображенонакартине? (Городилидеревня.)Перечислите,чтонарисованонакартиневдеревне.
2.
Какоевремягодаизображенонакартине?Почемувысчитаете,чтоэтозима (весна,лето,осень)?
3.
Вкакоевремягодадетикатаютсяналыжах,коньках,играютвснежки,строятснежнуюгоркуит.д.?
Встаршемдошкольномвозрастеследуетзадаватьвопросыпоисковогоипроблемногохарактера.Например:
1.
Какиеизмененияпроисходятвдеревнесосменойвременгода?
2.
Чемможнозаниматьсявдеревневвразныевременагода?
3.
Вкакоевремягодавзрослыеидетисобираютурожай?
4.
Чемотличаетсяжизньлюдейвдеревнеотжизнилюдейвгороде?
5.
Какназываютсяпрофессиилюдей,которыевыращиваютхлеб,дояткоров,разносятписьма,развозятлюдейнатранспортеит.д.?
6.
Изчегоделаютсметануимасло?Гдевыращиваютовощиифрукты?
7.
Расскажитекакможноотдыхатьвдеревнезимой (весной,летом,осенью)?
Во время беседы от детей среднего дошкольного возраста следует требовать простых ответов и повторов предложений за взрослым; от детей старшего дошкольного возраста
–полныхответовилогическихвыводов.Втечениевсейбеседывзрослыйдолженподдерживатьиактивизироватьдетей, создаватьинтересныеигровые ситуации,новтожевремя
неперегружатьихвнимание.Необходимоучитыватьвремяпроведениябеседвсоответствиисвозрастомииндивидуальнымиособенностямидетей:сдетьми4-5лет–20-25минут,
сдетьми6-7лет–30-35минут.
АППЛИКАЦИЯ
– это одиниз самых доступныхи увлекательных видов детской деятельности, основанныйна вырезанииразличныхформи закрепленииихна определенном
материале (бумаге,картоне, ткани).Аппликация бываетиндивидуальная, групповаяиколлективная.
Впроцессеколлективнойаппликации
уребенкапоявляется возможностьне
толькоразвитьизобразительныенавыки,ноивыслушатьмнениетоварищей,отразитьвхудожественныхобразахсвоивпечатленияобокружающеммире,выразитьсвоеотношениек
нему.Всеэтоспособствуетразвитиюкоммуникативныхнавыков,творческогопотенциаларебенкаисоздаетунегоположительныйэмоциональныйнастрой.
Основные задачи коллективной аппликациипо теме
«Деревня»
(«Времена года.Зима в деревне», «Времена года.Весна в деревне», «Времена года.Лето в
деревне»,«Времена года.Осеньвдеревне»):
–
формироватьисистематизироватьнавыкиколлективнойдеятельностидетей(умениевыполнятьсовместныедействия,помогать,приниматьпомощьтоварища);
– развиватьизобразительныенавыки,осваиватьизакреплятьприемыработысножницами,кисточкой,клеемисалфеткой;
– воспитыватьсенсорныеспособностидетей(чувствоматериала,цвета,формы,величины);
– закреплятьнавыкисозданиякомпозиции–правильнорасполагатьпредметыналистебумаги,сохраняяпропорциимеждудеталямииосновнымизображением;
–
формироватьумениеподбиратьнужныедеталипейзажадляобозначенияконкретноговремени года;
– развиватьвоображение,образноемышление,память,зрительно-моторнуюкоординацию;
– совершенствоватьспособностьсосредотачиватьсянаколлективномзаданиииумениедоводитьработудоконца;
– развиватьивоспитыватьтрудовыенавыкииличностныекачества(самостоятельность,настойчивость,аккуратность);
– развивать у детей эстетический вкус и эмоциональную отзывчивость (умение замечатькрасоту окружающейприроды, любоваться ею и испытыватьположительные
эмоциивпроцессеобщениясприродой).
РЕКОМЕНДАЦИИПОПРОВЕДЕНИЮКОЛЛЕКТИВНОЙАППЛИКАЦИИ
Последовательностьпроведениязанятия:
•
Передзанятиемпоколлективнойаппликациирекомендуетсяпровестинекоторыевидыпредварительныхработ.*
•
Подготовитьсякзанятию (разложитьнеобходимыематериалы:кисти,клей,ножницы,салфеткиит.д.).
•
Удобноразместитьдетейдляпроведениязанятия,ввестиигровоймомент–познакомитьсосказочнымгероем,загадатьзагадку,прочестьстихотворениеит.п.
•
Рассмотретьиллюстрацию.
•
Провестибеседунатемуиллюстрации.
•
Определитьпоследовательностьдействийпосозданиюколлективнойаппликации:
1.
Вырезатьдетали.
2. Создатькомпозицию.
3.
Аккуратноприклеитьдеталикосновномуфону.
4. Составитьрассказ.
•
Организоватьдеятельностьдетейвзаданнойпоследовательности.
•
Провестианализколлективнойработыдетей.
*Перед проведением бесед и занятий по коллективной аппликации по теме
«Деревня»
(«Времена года. Зима в деревне», «Времена года.Весна в деревне»,
«Временагода.Летовдеревне»,«Временагода.Осеньвдеревне»)рекомендуетсяпровестиследующиевидыпредварительн
ойработы
:
– экскурсиивдеревнювразныевремена года;
– рассматриваниеиллюстраций,слайдов,репродукцийкартин,фотографийнатему«Деревня»посезонам;
–
моделированиеиконструирование(изготовлениемакетовдомов,улиц,садовидр.);
– чтениехудожественнойлитературы,разучиваниестихотворений,загадок,считалокназаданнуютему;
– составлениерассказоводеревенскойприродевразныевремена года;
– беседысдетьмиобособенностяхжизнилюдейвдеревневразныевремена года;
– беседысдетьмиопрофессияхлюдей,
живущихвдеревне(гдеикемониработают,вчёмзаключаетсяихтруд,чемонполезен);
– беседысдетьмиоправилахповеденияибезопасностивдеревнеинаприроде;
– организациядидактических,настольно-печатных,сюжетно-ролевых,подвижныхигрнатему«Деревня»;
– рисованиенатемы:«Моялюбимаядеревнязимой»(весной,летом,осенью),«ЗолотыеполяРоссии»идр.
Дидактические заданиядляпроведениябеседыиорганизацииаппликациина тему
«Деревня»
(«Времена года.Зимавдеревне»,«Времена года.Веснавде-
ревне»,«Времена года.Летовдеревне»,«Времена года.Осеньвдеревне»):
1.
Назовитеотличия (сходства)деревниотгорода.
2.
Перечислитеосновныеприметызимы (весны,лета,осени)вдеревенскомпейзаже.
3.
Внеситеизменениявдеревенскийпейзажнаосновномфонеприпомощиосновныхидополнительныхдеталей (фигурок).Можносделатьнескольковариантовкомпозиции.
4.
Выберитепонравившийсяварианткомпозицииисоставьтекнемурассказ.
5.
В течение года на основе лучших композиций составьте 4 аппликации и 4 рассказа к ним на тему «Времена года. Зима в деревне» («Лето в деревне», «Осень в деревне»,
«Веснавдеревне»).
6.
Организуйтедидактическуюигру«Путаница» (см.ниже).
Демонстрационныйматериаладресованпедагогам,родителям,воспитателям,логопедам,психологам,учителямначальныхклассовииностранныхязыков.
Данныйтекстможноотсканировать,чтобывоспользоватьсяимвовремяподготовкиипроведениязанятийиигрпоколлективнойаппликации.
Дляудобствавприменениииллюстративнуюкартинунаклейтенаплотнуюоснову.
ДИДАКТИЧЕСКАЯИГРА«ПУТАНИЦА»
Задачи:
систематизироватьи
закреплятьпредставлениядетей о временах года в городе, вдеревнеи влесу;развивать связаннуюречь, внимание,логическоемышлениеи аналитические
способностидетей (умениесоотноситьразличныепредметысопределённымвременемгода,обобщать,делатьвыводы).
Видыдетскойдеятельности:
игровая,познавательная,речевая,коммуникативная,художественная.
Оборудование:
минимум2иллюстрации (например:«Зимавдеревне»и«Летовдеревне»;«Зимнийгород»и«Зимавдеревне»;город,деревня,лес–летом (зимой,весной,осенью).Основ-
ныедетали (фигурки)ближнегоидальнегоплановидополнительныедетали.
Даннаяиграможетрассматриватьсякакминимумв3-хвариантах.
Вариант1.Тема:«Зимавдеревне»и«Летовдеревне».
Основныеидополнительныедетали (фигурки)размещаются
соответственнотемеивремени года
на2-хиллюстрациях.Воспитательвместесдетьмирассматриваетиллюстрацииипрово-
дитбеседу:
–
Ребята,на2-хкартинахизображена деревня.
Перечислите, чтоизображенонакартинах?Определите время годанакаждойкартине.
Расскажите во что одеты детии взрослые.
Назовите,чемзанимаютсялюдивдеревнезимой(летом).
Потомдетизакрываютглаза,авоспитательменяетместами
несколькоосновныхфигурокближнегоидальнегопланов
.Например,налетнийпейзажкартиныможнопоставитьнесколько
фигурокдетейвзимнейодежде (инаоборот);назимнийпейзажможнопоставитьнесколькофигурок,изображающихгрядки,накоторыхрастутпомидоры,лукидр.
Детирассматриваютизменениянаиллюстрацияхиотвечаютнавопросы:
–
Чтоизменилосьнакартинах?
–
Чтонанихперепутано?Какиефигуркинужнопереставитьместамивсоответствиисвременем года?
Детиотвечаютпоочереди,объясняяприэтом,почемутаилиинаяфигуркадолжнабытьзаменена.Еслиребёнокзатрудняетсясответом,воспитательемудолженпомочь.Детямстаршего
возрастажелательнозадаватьвопросытакимобразом,чтобыонимоглидатьразвёрнутыеответыисделатьобобщения.Например:
–
Почемуна зимнейкартиненеможетнаходиться девочка с лейкой дляполива растенийна грядках?Как должны одеваться люди зимой (летом).
Назовите, гдеживут домашние
животныезимой(летом).
Ит.п.
Вариант2.Тема:«Зимавдеревне»и«Летовдеревне».
Данныйвариантнемногоусложнён.Также,какив1варианте,всефигуркиразмещенына2-хиллюстрациях
соответственнотемеивременам года.
Воспитательпредлагаетдетямрассмо-
третьизображения,затемпроводитбеседу.Послеэтогодетизакрываютглаза,авоспитательвэтовремяменяетместами
несколькоосновныхи (вкачествеусложнения)несколькодополнительных
деталей (фигурок).
Например,назимнийпейзажонставитфигуркидетейвлетнейодежде,вместосанок–велосипед,вместозаснеженнойели–зелёныйкуст (инаоборот)ит.п.
Детирассматриваютизменениянакартинахиотвечаютнавопросы:
–
Чтоперепутанонакартинах?Почемуна летнейкартиненемогутнаходиться санки?Накакойкартине они должнынаходиться?Ит.п.
Давайте расставимнакартинах все
фигуркисоответственновремени года.
Вариант3.Тема:«Зимавдеревне»и«Летовдеревне».
Этоболеесложныйвариант.Воспитательпредлагаетрассмотретьдвеиллюстрациинакоторых
большинствоосновныхидополнительныхдеталей (фигурок)ужеперепутано.
Детирассматриваютизображенияиотвечаютнавопросы:
–
Чтоперепутанонаэтихкартинах?Воспитательпредлагаетдетямпоменятьфигуркинакаждойкартинесоответственновремени года.
–
Почемуназимнемпейзаженеможетрастидеревосзелёнымилистьями?Какиеизмененияпроисходятсдеревьямиирастениямизимой?Каквыглядятдеревьяирастениялетом?Вкакое
времягодавдеревнесушатсеноисобираютеговстога?Покажитенакартинахкоровник,свинарник,конюшнюирасскажитеожизниживотных,которыевнихживут.
Ит.п.
–
Назовите,чемзанимаютсядетиивзрослые водворедеревенскогодомазимой(летом).
Ит.п.
Уважаемыепедагогииродители!
З
И
М
А
В
Д
Е
Р
Е
В
Н
Е
4
+
ВРЕМЕНА
ГОДА
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
КОЛЛЕКТИВНАЯ
АППЛИКАЦИЯ
0
1
4
АвторСветланаВохринцева
ПРОЕКТ
П
Л
А
Н
Е
Т
А
З
Е
М
Л
Я
картон
1.сделатьпрорезинафоне;
2.вырезатьфигуркупоконтуру;
3.отогнутьязычокуфигурки;
4.подвеситьфигуркунафон,вставивязычок
внутьпрорези.
1
2,3
4
РОССИЯ
КНИГАВКАЖДЫЙДОМ
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО, СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЕРИЯ
«
АППЛИКАЦИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
»
•РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН
•ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
•ПРОВЕДЕНИЕ БЕСЕД С ДЕТЬМИ
•СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОЗИЦИЙ
•СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ
•ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ПУТАНИЦА»
•КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ
Демонстрационныйматериаладресованпедагогам,родителям,воспитателям,
логопедам,психологам,учителямначальныхклассовииностранныхязыков.
Автор СветланаВохринцева
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯКОЛЛЕКТИВНАЯАППЛИКАЦИЯ (ФОРМАТА1)
+ДИДАКТИЧЕСКАЯИГРА«ПУТАНИЦА»
СветланаВохринцева
Последовательностьпроведениязанятия:
•
Рассмотретьиллюстрацию.
•
Провестибеседунатемуиллюстрации.
•
Вырезатьдетали.
•
Создатькомпозицию.
•
Аккуратноприклеитьдеталикосновномуфону.
•
Составитьрассказ.
•
Провестианализколлективнойработыдетей.
ГлавныйредакторСветланаВохринцева
Руководительотделанаучныхпроектов
ЛюдмилаАтмахова,канд.пед.наук,доц.УрГПУ
Художники:
ЛюдмилаУшакова,ТамараПолякова,
ЛюбовьНовоселова,ОлесяЯнкина
Дизайнивёрстка
СергейПолуянов
ОХРАНЯЕТСЯЗАКОНОМРФ
Нарушениеавторскихправконтролируетсяюридическимотделомиздательства
Формат62x90 1/1.Усл.печ.л.2,1.
Бумагаофсетная.Подписановпечать14.02.2015
ПечатьИПВохринцеваС.В.
620034,Россия,г.Екатеринбург,ул.Бебеля,17,оф.610
Издательство«СтранаФантазий»©ИПВохринцеваС.В.,2000г.
620034,Россия,г.Екатеринбург,ул.Бебеля,17,оф.610
Тел. (343)245-62-72,245-94-70,381-89-62,
e-mail:
sv@strana-fantasy.ruИнтернет-магазин:
www.strana-fantasy.ruЛицензияИД№00704от17.01.2000г.
Изготовленоизэкологическичистогосырья
ИЗБЕГАЙТЕ ПОДДЕЛОК!
АвторСветланаВохринцева
ПРОЕКТ«ПЛАНЕТАЗЕМЛЯ»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
КОЛЛЕКТИВНАЯАППЛИКАЦИЯ
ВРЕМЕНАГОДА.ЗИМАВДЕРЕВНЕ
СЕРИЯ
«
АППЛИКАЦИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
»
Длядетейдошкольногоимладшегошкольноговозраста
В рамках ПРОЕКТА «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» издательство «Страна Фантазий» вы-
пускает комплекты
демонстрационных материалов, методических пособий для педа-
гогов и родителей, разнообразные виды обучающей и развивающей продукции для де-
тей дошкольного и младшего школьного возраста по
60 темам
. Для наиболее полного
усвоения материала каждая тема представлена несколькими методическими вариан-
тами, предназначенными для разных форм работы с детьми.
Демонстрационный материал для педагогов и родите-
лей
(обложка формата А3)
по познавательному, речево-
му, художественно-эстетическому и физическому разви-
тию детей.
Издание предназначено
для формирования и рас-
ширения представлений детей об окружающем мире и о
человеке, который призван оберегать, охранять и защи-
щать природу.
Издание содержит
красочные иллюстрации-плака-
ты формата А2 и А3, которые можно применять для рас-
сматривания, проведения бесед с детьми и составления
рассказов, а также для оформления комнаты ребенка.
Демонстрационный
материал.
Многофункциональная коллективная
аппликация
Издание (формата А3) содержит:
– плакат с изображением сюжетной
картины (формата А1);
– плакат (формата А1) с изображени-
ем основных и дополнительных фи-
гурок (в количестве 100-150 штук)
для вырезания и наклеивания их на
сюжетную картину;
– рекомендации для педагогов и роди-
телей по проведению разнообразных
игр и занятий по коллективной ап-
пликации.
Издание предназначено для:
– рассматривания картин;
– ознакомления с окружающим ми-
ром;
– проведения бесед с детьми;
– составления разнообразных коллек-
тивных композиций;
– составления рассказов;
– проведения дидактической игры
«Путаница»;
– проведения коллективной аплика-
ции;
– развития коммуникативных навыков.
ТЕМА «ЗИМА»
11